Мотоциклы появились примерно одновременно с
автомобилями, а то и несколько раньше. Как правило, они рождались в
мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более
простой технике.
То же самое произошло и с
Готлибом Даймлером, который в 1885 году впервые представил
общественности некое подобие будущего мотоцикла. Тогда это был очень
оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была
изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо
резиновых покрышек были свеху обиты железом. Под сиденьем и между ногами
"мотоциклиста" располагался двигатель внутреннего сгорания конструкции
Даймлера, имевший мощность 0,5 л.с. В качестве топлива мог быть
использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат,
изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную
трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Двигатель
запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция
занимала приблизительно одну минуту
|
Для
начала движения мотоциклист регулировал силу натяжения двух плоских
кожаных ремней, передававших мощность мотора заднему колесу. Остановка
достигалась через ослабление ремней и прижимание деревянной колодки к
шкиву заднего колеса. Весило это чудо около 70 килограммов и двигалось в
среднем со скоростью 12 км/ч, чем вызывало большое удивление у
окружающих. Очень часто люди не могли понять, для чего нужны два
дополнительных колеса. Объяснение было максимально простое - просто
Даймлер не умел ездить на велосипеде, следовательно, не мог и на
мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.
Несмотря
на всю примитивность первого изобретения в мире мотоциклов, основные
принципы его создания были заложены. Г.Даймлер сделал свой мотоцикл
главным образом для того, чтобы проверить на практике и узнать
характеристики двигателя внутреннего сгорания.
Массовое
производство в мотоциклетной истории началось только в 1894 году, когда
два мастера, Гильдебранд и Вольфмюллер, создали мотоцикл собственной
конструкции. Чуть позже его начали продавать в большинстве европейских
стран. К великому сожалению, успех был недолгим. Из-за очень
оригинальной, но все же неудачной конструкции торговля стала полностью
убыточной. По этой причине в 1989 году пришлось свернуть производство.
Одновременно
с Гильдебрандом и Вольфмюллером, начавшими разработку новой, более
совершенной модели, в Париже вовсю продавали легкий мотоцикл конструкции
французов братьев Вернеров. По сути, это был велосипед с небольшим
моторчиком, установленным над рулем и перед передним колесом. По причине
того, что изобретатели мотоциклов пока не очень продвинулись,
приведение в движение этой версии, как и ее предшественниц,
осуществлялось при помощи ремня.
В 1898 году,
вскоре после Вернеров, создали свой мотоцикл чехи Лаурин и Клемент. Это
была уже более совершенная машина, чем мотовелосипед. Мотор находился в
центре рамы и был снабжен зажиганием от магнето. Перенос силы на заднее
колесо обеспечивался толстым плоским ремнем.
Чехи
вместе со своей моделью стали последними том в периоде времени, когда
все инженеры разрабатывали мотоциклы примерно одинаковой конструкции,
сами о том не подозревая. Чуть позже, примерно в 30-х годах, наметилось
некоторое разделение, в котором одни преуспели больше, чем другие.
Естественно, здесь наложила свой отпечаток первая мировая война.
Мотоциклы
вовсю начали появляться не только в Европе, но и в Америке. Наравне с
автомобилями они занимали заметное место в жизни городов и деревень.
Разница была лишь в том, что на мотоциклах ездили люди менее
обеспеченные, чем на автомобилях.
Например, в
Германии одним из наиболее распространенных и доступных был простенький
"ДКВ 140", впервые выпущенный в 1922 году производителем "Расмуссен АГ".
Мотоцикл начали выпускать после одноименных велосипедов, и он заработал
огромную популярность благодаря пробегу вокруг Германии. В ходе
последнего проявились такие особенности, как простота и хорошие ходовые
качества. В пути он расходовал примерно два литра топлива на 100
километров пробега и двигался с максимальной скоростью 65 км/ч. Непросто
представить, что весил он всего лишь 46 килограммов и заводился от
нажатия на ножной рычаг. Сиденье было рассчитано на одного человека, но
сзади на багажник можно было положить немножко груза.
Компания
БМВ, занимавшаяся производством авиадвигателей, выпустила первый
мотоцикл в 1923 году. Модель несла обозначение "R42", и уже тогда в нее
заложили фирменные черты мотоциклов БМВ, позже проявившиеся в других
вариантах двухколесной техники. На них в последующие годы было
достигнуто много спортивных успехов, главным образом в классе мотоциклов
с прицепной коляской. Более того, в 1929 году на "БМВ" установили
мировой рекорд скорости, несколько раз улучшенный до 279,5 км/ч к 1937
году.
Баварский первенец "R42", в частности, был
оснащен двухцилиндровым нижнеклапанным мотором в 12 л.с. (скорость
вращения 4000 об/мин и максимальная скорость движения 95 км/ч, которая,
как видно выше, была намного улучшена).
Бесспорно,
самым оригинальным мотоциклом того времени был "Чехия", продававшийся
чешским заказчиком под названием "Чехия", а немецким - как "Бомерланд".
Это объяснялось тем, что завод был на границе с Германией.
Сам
мотоцикл привлекал внимание необычной длиной, которая позволяла
кататься трем ездокам, усевшимся друг за другом. Колесные диски запросто
могли сойти за автомобильные. Спереди устанавливалась здоровенная фара,
а сзади - два из четырех топливных баков.
Мощность
одноцилиндрового мотора этого "монстра" равнялась 16 л.с., коробка
передач была трехступенчатая с ручным переключением передач (при помощи
длинного рычага). При массе 180 килограммов выглядела эта махина
настоящим железным "конем" в сравнении с
полумотоциклами-полувелосипедами.
1928 год в
мотоциклетной истории был ознаменован сразу двумя интересными моделями,
выпущенными в англоязычных странах. Первая - "Индиан Принц",
собиравшаяся на заводе в Спрингфилде и отражавшая состояние американской
промышленности данного направления, которое, стоит отметить,
развивалось почти такими же темпами, как и в Европе. Что касается
"Индиана", то он являлся лишь первым из огромного числа последователей
одноименной марки и не снискал особых успехов в области сбыта. Произошло
это по причине примитивной на то время конструкции, которая не очень
привлекала покупателей. Все последующие модели были более тяжелыми и
мощными, принимали активное участие в мотогонках и завоевали много
призов.
Вторая модель - "Дуглас ДД". Его
выпускали на заводе "Дуглас", и 20-30-е годы он благодаря спортивным
победам стал одним из самых знаменитых на североамериканском рынке.
Залогом
успеха на мототреках главным образом были двухцилиндровый мотор с
механизмом верхнеклапанного газораспределения с нижнерасположенным
распределительным валом и с поршнями, вращающимися в противоположные
стороны. При объеме 494 куб.см мощность агрегата составляла 35 л.с. при
6500 об/мин. Максимальная скорость равнялась 153 км/ч. В комбинации с
прицепной коляской этот показатель, безусловно, уменьшался.
Мотоциклы
марки "Харлей-Дэвидсон" пользуются в настоящее время особой
популярностью среди обеспеченных поклонников рок-музыки. Среди них
только настоящие энтузиасты знают, что первые экземпляры их поклонения
появились в начале века в небольшом подвале, где Вильям Харлей и Артур
Дэвидсон начали изготавливать мотоциклы. В 1907 году их продукцией уже
начала пользоваться американская полиция, которая сумела оценить большую
колесную базу, оптимально размещенные широкое седло и широкий руль.
В
1930 году "Харлей-Дэвидсон" представил результат использования многих
наработок, проверенных временем. Это был не очень легкий мотоцикл
"Харлей-Дэвидсон 750" классической внешности с двухцилиндровым
нижнеклапанным мотором и трехступенчатой КПП с ручным переключением
передач. Мотоцикл уже тогда отличался комбинированной окраской
топливного бака, а на руле были прикреплены две головные фары.
Перечисленные
представители мотоциклетной техники, впрочем, как и некоторые другие
двухколесные образцы, отражают первый период истории развития мотоцикла
(приблизительно с 1880 по 1930 гг.), когда все производители
сформировали основные принципы конструкции средства передвижения данного
класса. Позже началась более ожесточенная конкуренция марок, в которой
каждый в отдельности совершенствовал выпускаемые модели.